Телеком 2.0 – вызов времени или…

Ассоциация приняла участие в форуме «Цифровые решения» – самом масштабном ИТ-форуме России, на котором обсуждалась цифровая трансформация страны.
В рамках форума проходила сессия “Телеком 2.0: новая модель развития отрасли”, в рамках которой участники должны были обсудить почему без телеком-инфраструктуры невозможно построить экономику данных и ускорить цифровую трансформацию, и как телекоммуникации становятся архитектурой цифрового будущего.

Спикерами сессии были заявлены: Максут Шадаев (Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), Андрей Кузяев (Председатель ИЦК «Фиксированная связь», президент АО «ЭР-телеком Холдинг»), Михаил Осеевский (Председатель ИЦК «Мобильная связь», президент ПАО «Ростелеком») – не пришёл, Михаил Бузулцукий (Президент ГК «Эталон»), Евгений Абакумов (Директор по информационным и цифровым технологиям, госкорпорация «Росатом»), Валерий Черепанов (Заместитель директора по цифровизации «Еврохим»), Владимир Месропян (Директор по связям с государственными органами ПАО «Мегафон»), Иннеса Галактионова (Генеральный директор ПАО «МТС»), Сергей Анохин (Генеральный директор «Билайн»).

Сессия должна была быть посвящена обновлению модели единого цифрового рынка, новой регуляторной базе, модернизации сетей и созданию условий развития современной цифровой инфраструктуры для внедрения передовых технологий, направленных на повышение качества и безопасности жизни людей.

Но к сожалению, мы услышали от М. Шадаева следующую речь:

“Ну, очевидно, что регулирование отрасли телекома складывалось в начале двухтысячных и, честно говоря, глобально после того, как эта, в общем, эта отрасль встала на ноги, практически не менялась. Да, то есть мы понимаем, что у нас очень конкурентная отрасль, что у нас, там, больше семи тысяч операторов. Вот. При этом, уже как на предыдущей, значит, сессии обсуждалось, требования к операторам растут. И здесь мы имеем очень понятную историю, значит, что у нас, крупные операторы, которые на виду, которые, там, условно, взаимодействуют с государством системно, регулярно, они все эти требования выполняют, значит, а маленькие операторы, в общем, зачастую нет. И даже не совсем маленькие. Вот мы недавно отозвали лицензию у одного, мобильного виртуального оператора, значит, потому что он забыл сдать отчётность. То есть, да, даже до такого доходит. И я уж не говорю про всякие сложные вещи, связанные с необходимостью дополнительных инвестиций, реализация требований по СОРМу или переход на российское и так далее. Вот. Поэтому, очевидно, мы находимся сейчас в точке переломной, когда мы должны переосмыслить существующую систему регулирования рынка, потому что она, и в понимании Минцифры себя немножко исжила. В каком смысле? Что, для крупных операторов мы создаём чрезмерное обременение, для маленьких операторов, возникает возможность не выполнять эти обременения. И при этом, условно, значит, несмотря на то, что рынок у нас очень конкурентный, в общем-то, мы понимаем, что инвестиции, вот, сегодня об этом, по-моему, Михаил Владимирович, это на самом деле очень тревожная цифра, значит, вот, в двадцать четвёртом году и в первой половине двадцать пятого, инвестиции в основной капитал в IT отрасли выше, чем инвестиции в телекоме. Это на самом деле очень пугающая история, потому что понятно, что телеком развивается через инвестиции в капитал. Вот. И когда IT компания делает это быстрее, это просто немножко как бы, ну, понятно, большие центры, обработки данных, там, и мощности, GPU, большие закупки, да, но не в таком объёме. В общем, это тревожный факт. Поэтому сегодня будет очень здорово, если вы сможете пообсуждать, я с большей частью предложений и знаком, вот, это такая хорошая, полезная дискуссия будет, потому что вот эту точку, как нам найти баланс между тем, чтобы сохранить, с одной стороны, конкуренцию, дать возможность маленьким операторам, работать, развиваться, инвестировать, в сеть, в усиление, в увеличение скорости, с другой стороны, соответственно, сделать всё-таки так, чтобы у нас не осталось там только несколько крупных компаний. Вот это вот точку эту нам надо нащупать, и очень здорово, если вы сегодня это пообсуждаете.”

Мы приводим расшифровку аудиофайла без каких-либо правок – путь будет так как есть.

Думаем о будущем….

Что делать если отключили интернет?

Президент Ассоциации 07 ноября 2025 года принял участие в конференции по обсуждению вопросов о сбоях связи и отключения мобильного Интернета, которое проходило в Пресс-центре газеты “Московский комсомолец”.
В ходе конференции обсуждались следующие темы:
– Как регионы живут без стабильного интернета?
– Все ли неполадки со связью (неработающие сайты, мессенджеры, видеозвонки и тд) связаны с блокировками Роскомнадзора или сотовых операторов?
– Как операторы в условиях санкций решают проблемы устаревающего оборудования и недостатка финансирования для апгрейда телекоммуникационных систем?

Посмотреть всю конференцию можно по ссылке https://vkvideo.ru/video-20648295_456251410?list=9c43423d720b8ff6b0

КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕЛЕ-ПИТЕР

23-24 октября 2025 года Президент Ассоциации компаний связи принял участие в конференции ТЕЛЕ-ПИТЕР, проводимой Ассоциацией «Облтелесеть».

За два дня мероприятия участники услышали надежную и подтвержденную информацию непосредственно от признанных экспертов, обменялись опытом с отраслевыми лидерами, разобрали практические случаи и успешные подходы, установили важные деловые связи и нашли действенные пути для дальнейшего роста своего бизнеса.

В ходе выступления были затронуты вопросы не только недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома, но и основные ожидания, в связи с принятием Бюджета на 2026 год и изменениями, которые коснуться всех участников конференции в той или иной степени.

Что изменится в налоговой системе России с 2026 года?
Внимание: данные актуальны на момент проведения конференции, а именно на октябрь 2025 года. После принятия закона в Совете Федерации и подписании президентом возможны правки.

Кратко о главном:
НДС вырастет до 22%. Станет дороже производить и продавать товары и услуги.
Упрощенцы с выручкой от 10 млн рублей будут обязаны платить НДС, ставки будут варьироваться от 5% до 22%.
Страховые взносы вернутся к 30%, что увеличит фонд оплаты труда.
Патенты для торговли будут отменены, останется возможность применять упрощённую систему налогообложения.
В ходе конференции присутствующим были даны краткие рекомендации по ведению бизнеса с учетом планирующихся изменений.

К сожалению полностью осветить эту тему во время конференции не удалось из-за регламента, но мы приводим полный текст здесь.

Как именно изменятся налоги?
📌 Повышение НДС до 22%
Кого затронут: Компании и предпринимателей, работающих на общем режиме налогообложения (ОСНО). Они будут вынуждены учитывать дополнительные расходы и пересмотреть свою ценовую политику.
Пример расчета: Компания с годовой выручкой 20 млн руб., покупает продукцию за 12 млн руб. С ростом НДС платежи увеличатся примерно на 160 тыс. руб. ежегодно.
Рекомендации: Ведите переговоры с крупными поставщиками, переведитесь на оплату НДС, проводите оптимизацию поставок.
💡 Почему простое повышение цен на 2% не спасет ситуацию? Покупательная способность населения скорее всего будет ограничена, а одновременное увеличение цен возможно приведет к снижению спроса и падению объемов реализации.

📌 Некоторые “упрощенцы” начнут платить НДС
Новый лимит: Теперь организации на УСН, достигшие уровня дохода в 10 млн рублей в год, будут обязаны платить НДС.
Ставки: От 5% до 22% в зависимости от объема выручки.
Рекомендации: Переоцените систему налогообложения, рассмотрите переход на УСН доходы минус расходы (при марже менее 40%) или автоматическое упрощенное налогообложение (АУСН) для некоторых регионов.


📌 Страховые взносы вернутся к 30%
Расходы вырастут: Фонд оплаты труда увеличится на 10–15%. Заработная плата станет ощутимо дороже для работодателей.
Алгоритм расчетов: Со всей заработной платы сверх минимального размера оплаты труда будут удерживаться взносы по ставке 30%.
Возможные исключения: Есть шанс сохранить льготные тарифы 15% для некоторых видов деятельности, но тут нужно внимательно смотреть подпадает ли бизнес под такие льготы.


📌 Полностью отменят патент для торговли
Надо будет выбирать: Вместо простого и удобного патента предпринимателям предстоит определиться с системой налогообложения (УСН или ОСНО).
Новые требования: По новым правилам регистрация на патенте будет возможна лишь для небольших торговых точек вне городов федерального значения.


📌 Рост нагрузки на бухгалтерию
При переходе на НДС потребуется введение новых документов: счетов-фактур, книг покупок и продаж, оформление деклараций.
Рекомендации: Ведение учета через специализированные программы бухгалтерского учета и ЭДО.

Основные советы владельцам бизнеса:
✅ Провести ревизию системы налогообложения. Рассмотреть смену режимов: УСН с объектом доходы, УСН доходы минус расходы, автоматизированную упрощенку (АУСН).
✅ Аудит поставщиков. Определите, кто из ваших контрагентов применяет общий режим налогообложения, чтобы иметь возможность принять НДС к вычету.
✅ Подготовить договоры и прайс-листы заранее. Включите новую ставку НДС в договоры и зафиксируйте отдельно стоимость продукции без НДС.
✅ Оптимизировать расходы предприятия. Оцените возможности перевода затрат на юридический адрес вашей компании.
✅ Используйте технологии автоматизации учета. Например, сервисы типа Моего Склада или 1С облегчат ведение отчетности.


🔍 Изменения значительные, но подготовившись заранее, можно минимизировать риски и адаптироваться к новым условиям. Но мы ждем окончательного принятия Бюджета на 2026 год и итоговые изменения.

Ни в коем случае не нужно прибегать к схемам дробления бизнеса и уходу от налогов.

CSTB.PRO.MEDIA – ежегодный форум

17 – 18 февраля 2026 годы пройдёт ежегодный форум CSTB.PRO.MEDIA – уникальное место для обмена опытом и идеями между специалистами всех направлений работы с видеоконтентом: цифрового ТВ, онлайн-кинотеатров,
стриминговых платформ, продакшн студий, разработчиков
инновационных решений, технологических компаний,
профессиональных ассоциаций, аналитических агентств и СМИ. Из
года в год на форуме особое внимание уделяется событиям рынка
операторов связи.

В 2026 году в программе Дня Оператора:
1. Доклады по актуальной повестке, обсуждение
проблематики, комментарии экспертов
Формат: пленарная сессия
2. Анализ изменений правового поля, анализ рисков и видов
ответственности операторов, прогнозы на 2026 год
Формат: правовая сессия
3. Фестиваль промороликов платных телеканалов Promo Fest
Pay TV
Формат: фестиваль

4. В завершение Дня оператора самые креативные
проморолики в торжественной обстановке получат
заслуженные награды
Формат: церемония награждения (вход по
пригласительным)

Сессии с готовыми кейсами, круглые столы, технические и
правовые секции, диалог с представителями госструктур и
профильных ведомств деловая программа с фокусом на
полезность и актуальность! На форуме затронут такие темы, как
ИИ в креативной индустрии, платное ТВ, онлайн кинотеатры и
стриминговые сервисы, контент для детей, интерактивная реклама
и многие другие.

Место проведения: Москва, Ленинская Слобода, 26с11, Loft Hall #2, 3

Ассоциация обратилась в Минцифры с вопросом правомерности взимания платы за оказание услуги по маркировке вызовов

Ассоциация обратилась к Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ с просьбой разъяснить правомерность взимания платы за эту услугу операторами связи с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Очень много вопросов поступает с просьбой разъяснить на каких основаниях операторы связи стали требовать плату с пользователя услуг связи за маркировку вызова.

Вся эта ситуация возникла после вступления в силу с 1 сентября 2025 года новых правил об обязательной маркировки телефонных вызовов, которые обязывают операторов связи маркировать вызов, исходящий от компании или ИП. Правила были приняты согласно новому пункту 9.1 статьи 46 Федерального закона № 126-ФЗ “О связи”, утвержденному постановлением № 1300 от 28.08.2025 г.

Хотя сами правила не содержат прямого указания на взимание платы за услугу маркировки, пункт 2 закрепляет договорную основу взаимоотношений между инициатором вызова и оператором связи. Ассоциация полагает, что в условиях коммерческой деятельности обеих сторон данный договор в принципе не может быть безвозмездным. Таким образом, услуга по маркировке вызовов фактически приведет к повышению стоимости основных услуг связи для абонентов-инициаторов.

Ассоциация указывает на потенциальное нарушение требований Федерального закона “О связи”, так как подобные услуги не подлежат оплате, если оказываются с нарушением закона. Ключевым моментом является пункт 5 статьи 44 ФЗ № 126-ФЗ, который требует получения согласия абонента на оказание таких услуг. Однако принудительный характер новой услуги по маркировке вызовов исключает возможность получения такого согласия.

Ассоциация считает,что сама по себе услуга по маркировке вызовов для инициаторов телефонных вызовов является услугой, технологически неразрывно связанной с услугами телефонной связи в рамках заключенных с абонентами договоров и направленной на повышение их потребительской ценности.

Ассоциация просит министра Максута Шадаева дать разъяснение, насколько правомерной будет платная основа услуги по маркировке вызовов, которая вводится для операторов связи на обязательной основе.

Обращение в адрес Минцифры Исх. № 250009 от 30.09.2025 г. “«О взимании платы за услуги по маркировке вызовов с инициатора вызова”